Еврейство - религия или нацональность?

информация не обновлялась с весны 2002 года, однако смотри новый раздел для новых репатриантов

Как узнать, еврей ли Вы? Очень просто. Но не забудьте о Теории относительности!

Еврей - это человек, у которого мама еврейка. У вас в Свидетельстве о Рождении указана другая национальность мамы? Ещё не всё потеряно. Проверьте её документы по материнской линии в архивах. Нередко люди скрывали еврейство.
Есть ещё такой ньюансик. Бывает "еврей по Галахе", то есть по еврейскому Закону, который определяет всю жизнь еврея, и "еврей по документам". Среди "евреев по Галахе" есть "евреи по документам" и "Геры", то есть люди прошедшие гиюр - обряд принятия еврейства. По Галахе Гер - тот же еврей. При гиюре человек как бы рождается заново от Авраама, еврейского праотца, и становится по Галахе тем же евреем по рождению. Однако "еврей-гер в России", претендующий на получение Израильского гражданства может вызвать подозрение в Посольстве Израиля. А вдруг он специально стал Гером, чтобы убежать из России в тёплый Израиль?)(правда в последнее время не такой уж тёплый). Если этот Гер и без этого имел право на репатриацию (возвращение на землю предков) по Закону о возвращении, то тогда другое дело…Нужно понимать, что в Израиль - светское демократическое государство, хотя в нём и действуют многие законы ортодоксального иудаизма. Государство действует на основании своих, а не религиозных законов. Большинство браков в последние десятилетия были смешанными, поэтому чистокровных евреев сейчас мало.
Не нужно путать понятия "еврей" и "израильтянин" - гражданин Израиля. Среди израильтян не только те, кто имел право на репатриацию, но и их родственники, не только исповедующие иудаизм, но и атеисты и исповедующие любые религии.

Интересная статья об истории вопроса, кого считать евреем в Израиле. Приблизительно 1968-70 год. Еврей обратился в Суд Справедливости признать свою дочь еврейкой, хотя его жена нееврейка.

"Судья Зильберг(голосовал против)...сказал: "В Галахе нет места расизму. Иудаизм не знает концепции расовой неполноценности и он не требует расовой чистоты. Все, что требует иудаизм от нееврея, это обращение..."

"Интересно, что бывший премьер-министр, один из "отцов-основателей" Израиля, Давид Бен-Гурион согласился с мнением Аграната (голосовал за) и заявил, что ребенок еврейского отца должен наследовать его еврейство. В то же время действующий тогда премьер-министр Голда Меир поддержала судью Зильберга и возложила всю вину на мать ребенка: прими она иудаизм, никакой проблемы вообще бы не было. Остается третий аргумент, что могут быть две независимые системы определения еврейства - одна "национальная", по принадлежности к государству Израиль, и вторая "религиозная", верная правилу Галахи. Противники этой идеи считают, что ее реализация угрожает единству израильского народа. В израильском обществе могут образоваться два лагеря. С одной стороны, те, кто остаются верными традиции ортодоксального иудаизма, и, с другой стороны, сторонники идеи модернизации. И эта угроза заставляет многих отвергать любые попытки свернуть с ортодоксального пути". Суд признял сторону отца. Однако "уже через несколько месяцев Кнессет внес поправку в закон о Регистрации, который отныне звучит так: "Еврей - это лицо, рожденное еврейской женщиной или обратившееся в иудаизм".(статья...)


Можете посмотреть интересную статью о гиюре вообще и в частности в Израиле.
Долгое время главным признаком еврея (иудея) было исповедование им иудаизма. Если человек принимал христианство или другую религию, то никому ( кроме евреев) в голову не приходило считать его евреем. Первые христиане, конечно, были евреями, но до тех пор, пока не стали христианами. По Галахе еврей (по рождению или Гер, для Галахи это всё равно) всегда остаётся евреем. Он может быть не соблюдающим, греховным, перешедшим в другую веру, но он еврей. Дело в том, что еврей - это прежде всего член единого народа Израиля, еврейского народа, ведущего свой род от Авраама. Таким образом, различаются определения еврея с точки зрения ортодоксов-евреев и с точки зрения неевреев.

Политика, религия, материальный интерес - всё смешалось в вопросе о репатриации. В 2001 году большинство репатриантов были нееврееями (по Галахе). После обострения в кнессете дискусси об отмене поправки "о дедушках" к "Закону о возвращении" ( что внук еврея имеет право на репатриацию) в интернете также появились новые выступления в основном сторонников отмены этой поправки 1970 года. Причём все статьи очень похожие. Для авторов часто всё "просто":Сохнуту и партиям репатриантов выгодна большая алия. Приезжают в итоге неевреи, которые только ждут помощи. Растёт в Израиле антисемитизм! Вывод: нужно исключить из списков "Лиц имеющих право на репатриацию согласно закону о Возвращении" тех, у кого только дедушка еврей. И это правильно, но, по моему, только наполовину. Проблемы возникают из-за нежелания людей идентифицироваться еврееми. Эта половина вопроса почему-то поднимается куда реже. Даже если у человека не дедушка, а бабушка была еврейкой, он не будет ближе к еврейству. Возможно, что я не специалист в этом вопросе, но по моему, важен дух, душа, ощущение, которое нельзя получить со справкой о еврействе бабушки. Даже если и мама была еврейкой лишь формально, то это тоже мало поможет.  Есть мнение, что потомки репатриантов в Израиле придут к еврейству, поэтому в историческом плане нельзя их лишать такой возможности.
С вопросом самоидентификации также связан вопрос о еврейском образовании. Одно из правил иудаизма - это не зазывать к себе новых членов, а наоборот отговаривать их. На первый взгляд это может показаться странным, но это не