Направления иудаизма.

 


Сегодня в иудаизме есть несколько течений Основные - ортодоксы и реформаторы. Раввинат Израиля и Раввинский суд Москвы (он находится при Московской Хоральной синагоге) управляется ортодоксами. Нужно иметь в виду, что названия направлений иудаизма стали применяться в данных значениях около 200 лет назад, когда появились течения иудаизма. Традиционный иудаизм, "раввинский" сейчас называют "ортодоксальным", но с точки зрения традиционных иудеев другого иудаизма не может быть. Поэтому даже Хасиды (например Хабад Любавич), хотя и считаются ортодоксами, но в то же время в чём-то отвергаются традиционалистами. Ортодоксы считают, что любое отступление от веры предков недопустимо, так как именно неизменность Завета Всевышнего - главное в иудаизме и это обеспечивает жизнеспособность евреев (иудеев).

Сайт ответов на вопросы по ортодоксально-хасидскому направлению. С точки зрения ортодоксов, хасиды слишком преувеличивают значение своих раввинов, как, например, в последние годы 20 века - Рабби Шнеерсона.

Неортодоксальные течения ("реформаторы") отличает стремление приспособить иудаизм к реалиям сегодняшнего дня. Здесь также есть деление на реформаторов, либералов, прогрессивных. Многие законы Галахи могут не соблюдаться . Но в разных течениях в большей или меньшей степени. Совместная молитва женщин и мужчин, молитва на родном языке диаспоры, а не на иврите, использование кантора с музыкой или органа в синагоге, лояльное отношение ко времени молитвы, допуск к молитве людей-неевреев - основные отличия реформаторов. Для реформаторов не столь важно, еврейка ваша мама или нет, достаточно иметь папу еврея. Можно искать себе семейную пару среди неевреев, чем кстати воспользовалось уже большая часть евреев Европы, России, Америки. Главное, чтобы человек ощущал себя евреем, хотел им быть. Гиюр проходит по упрощённой схеме, можно даже без обрезания. У реформаторов есть свои школы и органы управления.

Таким образом, реформаторы, считают, что нужно смотреть правде в глаза. В отличие от них ортодоксы считают, что, хотя многие евреи и не выполняют в полном объёме все заповеди, то это не значит, что можно отменять или изменять древние законы, установленные мудрецами . Особенно влиятельны реформаторы в Америке. Однако, в последнее время и там растёт стремление к традиционности.

В Израиле среди верующих больше ортодоксов (около 20% населения). Есть ещё ультраортодоксы, их немного, которые стараются выполнять Галаху в полном объёме. Среди них есть такие, которые против существования государства Израиль. Как я понимаю (я могу ошибиться) - ультраортодоксы - это те ортодоксы, которые не только на словах, но и на деле стремятся к 100% выполнеию всех требований веры. Несмотря на меньшинство ортодоксальных евреев, большинство израильтян согласны подчиняться ортодоксальным законам, например в вопросах брака ( в Израиле есть только религиозный брак по ортодоксальному закону) и гиюра. Однако в Израиле также есть и партии, которые борются , как они говорят "с религиозным меньшинством". Например, движение "Сионистское большинство" заявило о первой победе за долгие годы борьбы между светским большинством и религиозным меньшинством. А что же остальные израильтяне? Кроме израильтян-арабов есть много тех, кто веру не отвергает, относится с уважением к "исполняющим", но и не выполняет большинство заповедей. Даже не всегда потому, что это было бы невозможно исполнять, а просто потому, что не видит в этом необходимости. Как их назвать? Нерелигиозные евреи, скорее всего. Когда закрываются "еврейские" кафе и магазины с началом шабата, нерелигиозные евреи устремляются в арабские магазины и кафе. Таким образом, большинство израильтян - нерелигиозные евреи.
Прогрессивный иудаизм - одно из течений реформаторов. Из книги "Труд души" (молитвенник), написанной как раз для приверженцев этого течения, можно узнать, что существует Всемирное Движение прогрессивного иудаизма во главе с руководящим Советом в Иерусалиме. Более 1,6 миллиона евреев (1998) считают себя принадлежащими к прогрессивному течению в иудаизме и поддерживают связь с ним через Совет. С 1993 года основан Институт Современной Иудаики, готовящий руководящие кадры для течения. "...Как сохранить верность фундаментальным принципам еврейской традиции, полноценно участвуя в жизни современного общества?..Как..избежать полной ассимиляции...Как реформировать старое и одновременно распознать святость в новом, связав его с древней традицией?" - эти вопросы и пытается решить прогрессивный иудаизм.

К примеру молитвенник "Труд души", 1998 Иерусалим (перепечатан в России) "несколько отличается от молитвенников, которыми пользуются в ортодоксальных общинах". "Дабы мы могли молиться искренне" (далее пишу своими словами из предисловия к молитвеннику), чтобы молитва не превращалась в затверженный ритуал. Были изменены "или были исключены совсем некоторые мотивы, ... не встречающие у нас особого отклика, - например прошения о восстановлении Храма и возобновления в нём жертвоприношений. Несколько видоизменены те благословления, где говорится о воскресении мёртвых и воцарении Царя-Мессии из рода Давида, а вместо пожелания гибели "отступникам и еретикам" мы молимся об искоренении зла в мире".

Таким образом, наибольшим влиянием в Израиле обладает ортодоксальное течение иудаизма, но реформаторы борются за свои права. И очень много "традиционистов", то есть неверующих, но выполняющих в разной степени еврейские праздники (устраивают праздничный седер в песех и не едят квасное), традиции ( не едят свинину, например), обряды (брит-мила-обрезание например)

Направления в иудаизме - это реальность сегодняшнего дня. Государственный Раввинатский суд Израиля принимает гиюр в соответствии с ортодоксальным направлением, но в последние годы намечаются изменения.

 

Евреи в Москве
евр. общины Москвы
Галаха и государство
"Советишь геймланд"
раздел для будущих репатриантов
некоторые термины Торы
народ и религия
течения иудаизма

Hosted by uCoz